Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением отдельных предметов"

Ленинского района города Саратова

Аналитический отчет о педагогической деятельности учителя начальных классов Ступниковой Надежды Михайловны

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 63

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЛЕНИНСКОГОРАЙОНАГОРОДАСАРАТОВА

410035,г. Саратов

ул. Уфимцева,4а

тел.:62-46-41,

факс:(8452)62-46-41

Е-mail:sarschool63@yandex.ru

Аналитический отчет

Ступниковой Надежды Михайловны

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 63с углубленным изучением отдельных предметов»

Ленинского района города Саратова.

Тема инновационного педагогического опыта «Развитие познавательной активности на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочное время».

Инновационный педагогический опыт реализуется на базе МОУ «СОШ № 63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова.

Источник изменений. В современном обществе к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Именно русский язык и литературное чтение способны выполнить эту задачу.

Противоречия. Изучение русского языка и литературного чтения  направлено на формирование творческого мышления, развитие познавательных способностей, формирование и обогащение словарного запаса, на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся  развиты слабо, многим обучающимся эти учебные предметы  даются  с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения познавательным и интересным.

Идея изменений. Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной (уроки русского языка и литературного чтения) и внеурочной деятельности (кружок «Речь»)  школьников. Ведущая  педагогическая идея опыта заключается в  создании на уроках и во внеурочное  время комфортных условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной  деятельности, для стремления к осознанному получению знаний. Эти условия должны приносить  радость преодоления, радость открытия,  достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их литературных способностей.

Условия реализации. Разработка авторских рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования по русскому языку и литературному чтению для урочной и внеурочной деятельности; использование различных форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся; создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка; наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, мультимедийный проектор); активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Описание инновационного опыта.

Больше пользы приносит

рассмотрение одного и того же предмета

 с десяти разных сторон,

 чем изучение десяти различных предметов

 с одной стороны.

А. Дистервег

Наши дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, воображения, музыкального и изобразительного искусства, творчества. Развитие способностей – это важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, побуждает к  инициативе и самостоятельности принимаемых решений, к свободному самовыражению, уверенности в себе. По данным психических исследований, наибольший перелом в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Ведь 1 класс в жизни малыша – это новое событие, которое откладывается у него в памяти на долгие годы.

До некоторых пор в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Однако не всякая педагогическая стратегия может плодотворно влиять на интенсивное развитие познавательной активности. Здесь особую роль играет именно направленность педагогического процесса, в частности процесса обучения. Речь идет не о том, чтобы специально развивать именно познавательную активность и этой задаче подчинять весь процесс обучения, а о том, чтобы познавательная активность каждого школьника находила наиболее благоприятные условия для возникновения, проявления, интенсивного развития в соответствующей воспитательной и обучающей атмосфере. Познавательная активность, страсть к поиску, преобразованию, раскрытию имеет ту психологическую особенность, что она не терпит принуждения; она обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника. Наиболее эффективным для развития личности школьника, а заодно и познавательной активности как личностной черты является педагогический процесс, в котором отношения с учащимися строятся на гуманных началах. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и  как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, мною была выбрана тема работы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочное время».  Перед собой я поставила цель: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности, а так же  обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.

Средства достижения этой цели:

1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт учащихся;

2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно — неправильно»), но и по процессу его достижения;

6) поощрение стремления ученика высказывать свою точку зрения, анализировать высказывания других учеников в ходе урока;

 7) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;

 8) предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, обучающийся как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя текст, находят новые сведения из дополнительных источников. Эти сведения могут носить разный характер, так как дети используют различные литературные пособия. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Именно поэтому необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире —  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

В своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание  использованию различных методов и приёмов, которые могли бы увлечь детей, сделать  процесс обучения интересным, с целью повышения уровня общего развития детей. Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации,  использовать программированные задания. Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.   

Пред. пост След. пост